- No.4001 Shennan Avenue, 14/F, Shenzhen, China
- Китай: +86 136 7010 75 35
- office@ydhsolutions.com
Энергетический рынок
Энергетические компании работают над обеспечением надежной, доступной и чистой энергии для всего общества. Это как никогда важно, поскольку быстрое развитие и использование чистой энергии имеет решающее значение для борьбы человечества с изменением климата, которое может иметь потенциально катастрофические последствия для жизни людей.
Обзор Энергетического рынка в Китае 2017-2018
Энергетический переход
Твердая приверженность китайского правительства низкоуглеродной энергетике позволяет Китаю переходить к более зеленому обществу. Потребление угля в Китае либо уже достигло своего пика, либо, как ожидается, достигнет его в ближайшие годы. Ожидается, что на возобновляемые источники энергии, а также природный газ, ядерные и гидроэлектростанции будет приходиться более 80 процентов увеличения производства энергии Китаем до 2040 года. Для достижения этой цели власти уже создали рабочую экосистему стимуляторов, внедрив жесткие правила, инфраструктуру и инновационную бизнес-среду. Поскольку более 30% парниковых газов, оксидов серы и оксидов азота поступает из промышленности, а не из транспорта, их воздействие на окружающую среду обусловливает необходимость ускорения перехода к использованию более чистых источников энергии. Несмотря на недавние усилия правительства, в 2017 году потребление угля выросло на 0,4% в годовом исчислении, составив 60,4% от общего энергетического баланса.
В соответствии с растущими опасениями чрезмерной угольной зависимости, в марте 2017 года премьер Ли Кэцян объявил о плане по сокращению избыточных мощностей угля путем остановки, задержки и закрытия проектов угольных электростанций на как минимум 50 гигаватт (ГВт). В октябре 2017 года правительство объявило, что 151 запланированный или строящийся угольный завод будет остановлен или отложен. Однако, большинство из них было лишь отложено, а окончательное решение об отмене проектов пока не принято, поскольку план замены угля не разработан. Несмотря на эти обязательства и консолидированную стратегию перехода от угля к природному газу, нынешняя транспортная инфраструктура для природного газа, включая его хранение и сжижение, еще не созрела и нуждается в развитии для успешного осуществления энергетического перехода.
Несмотря на амбициозные цели в области возобновляемой энергии, институциональная и нормативная база энергетического сектора еще не смогла обеспечить успешную интеграцию этих альтернативных источников энергии, при этом большое количество "зеленой" энергии может быть растрачено впустую. Кроме того, даже несмотря на то, что за последние пять лет цены на ветроэнергетику и солнечную энергию снизились, они по-прежнему не конкурируют с угольной энергетикой, поскольку по-прежнему требуют дополнительных затрат на контроль изменчивости и балансировку. Поскольку фактическая цена угля не отражает его экологических и социальных последствий, этот ресурс следует считать субсидируемым.
В рамках энергетической стратегии правительства, развитие новых энергетических транспортных средств должно отвечать строгим экологическим требованиям и органично интегрироваться в реконструкцию многих китайских городов. Однако, согласно последним планам, обнародованным правительством, разработка интегрированных электромобилей на возобновляемых источниках энергии и экосистемы природного газа все еще не ожидается. Интеграция электромобилей в энергосистему, как ожидается, изменит ситуацию в энергетическом секторе во всем мире, в то время как распределение и доступность сжатого природного газа и сжиженного природного газа все еще далеки от решающей роли в области транспорта.
Энергетическая эффективность
С 2013 года в энергетическом секторе Китая произошло несколько важных событий, таких как введение правительством стимулов для снижения энергопотребления; увеличение разнообразия первичного энергоснабжения страны путем включения большего количества природного газа, гидроэлектростанций, ядерной энергии и возобновляемой энергии, а также снижение затрат на импорт энергии. Были приняты 13 мер по стимулированию использования электромобилей и электрических двухколесных транспортных средств и повышению стандартов топливной экономичности, которые были озвучены Международным Энергетическим Агентством в качестве примеров для смягчения нефтяной зависимости. Мировое энергопотребление снижается значительно быстрее благодаря политике Китая, направленной на повышение энергоэффективности. Действительно, без Китая мировое энергопотребление снизилось бы только на 1,1 процента в 2016 году, по сравнению с фактическим сокращением на 1,8 процента. Согласно прогнозам BP Energy, рост спроса на энергоносители в Китае к 2035 году, как ожидается, замедлится до 1,5-1,9% в годовом исчислении, по сравнению с темпами роста 6,3% в годовом исчислении за последние 20 лет. Однако, доля Китая в мировом спросе на энергию все равно вырастет с 23% в 2015 году до 26% к 2035 году, при этом его рост способствует 35-процентному росту во всем мире.
Доступ к энергетическим рынкам и регулирование
Всемирный экономический форум признал нормативные и политические обязательства Китая в отношении перехода к чистой энергетике. Китайские власти разработали целый ряд стратегий и стимулов для решения экологических и энергетических проблем. Однако энергетическая система Китая по-прежнему считается несовершенной, а ее структура относится к числу наименее эффективных во всем мире. По мнению Всемирного экономического форума, страны, которые сталкивались с подобными проблемами в прошлом, могли бы служить примерами для Китая в будущем.
Китайские инфраструктурные проекты, осуществляемые в основном государственными предприятиями, пользуются активной государственной поддержкой в рамках инициативы "Пояса и пути". Китай уже стал крупнейшим инвестором в возобновляемую энергетику за рубежом, укрепляя свои позиции среди ведущих стран в цепочках поставок, однако, необходима большая прозрачность для создания доверия в странах назначения и среди международных заинтересованных сторон для энергетических проектов в рамках "Пояса и пути". Энергетические, инфраструктурные и транспортные проекты будут играть ключевую роль в развитии торговли, инвестиций и взаимосвязи между Китаем и его соседями.
Переход от угля к газу, энергетический баланс
Китайское правительство настаивает на глубокой трансформации своего энергетического баланса. Основная цель - это снижение от угольной зависимости и переход к использованию большего количества природного газа в связи с необходимостью решения проблем экологии, увеличении гибкости в энергопотреблении, повышении энергоэффективности и сокращении энергоемкости. Недавно руководство Национального Управления Энергетики сообщило об основных энергетических проектах, которые будут реализованы в течении 2018 и предстоящих лет. Они способствуют развитию внутреннего производства, поставок, хранения и взаимосвязанности инфраструктуры природного газа, включая его транспортировку и хранение. В руководстве также содержится призыв к ускорению продвижения реформирования цен на природный газ и поощряются прямые сделки между конечными пользователями и источниками, а также излагаются меры по совершенствованию правоприменительной деятельности и стратегических энергетических планов на 2020, 2035 и 2050 годы. Цели правительства амбициозны, но пока неясно, как и когда будут предприняты более конкретные действия для удовлетворения растущего спроса на природный газ, который, по прогнозам, достигнет 600 млрд. кубометров (м3) к 2040 году. Это, вероятно, приведет к значительной зависимости от импорта, поскольку будет трудно производить 200 млрд. м3 в год внутри страны. Прогнозируемое установление баланса между углем и природным газом должно осуществляться комплексно, с тем чтобы обеспечить сбалансированное удовлетворение растущего спроса и не допустить рыночные перекосы. Производство, импорт, транспортировка, хранение, распределение и интеллектуальный учет по цепочке поставок природного газа должны быть тщательно спланированы и хорошо скоординированы.
В настоящее время китайская транспортная, распределительная и складская сеть не в состоянии удовлетворить ожидаемый рост спроса. Отсутствие промежуточной энергетической инфраструктуры для передачи и хранения природного газа нарушает хрупкий баланс между центрами производства и потребления, способность системы природного газа противостоять сезонным изменениям и пикам спроса, а также на возможность оптимизации затрат при импорте сжиженного природного газа в зимний период. Возникающие в результате этого проблемные места ограничивают открытие рынков, нанося ущерб диверсификации предложения и сдерживая быстрый энергетический переход. Кроме того, сектор отопления ТЭЦ природным газом в настоящее время является наиболее эффективным способом использования технологий ископаемого топлива. Иностранные компании в Китае могут внедрять передовые технологии, а также помогать с решением вопросов планирования, исполнения и регулирования, необходимых для модернизации инфраструктуры и повышения производительности с целью удовлетворения растущего спроса. Вместе с тем, доступ на рынки для международных предприятий в рамках ключевых проектов, в рамках цепочки поставок природного газа (главным образом в области сжижения, транспортировки и хранения) по-прежнему сильно ограничен.
Настройка энергетической системы для стимулирования развития
Несмотря на решительную правительственную поддержку в области энергетики, нынешняя система управления энергетикой и ее функционирование основано на потребностях в обычных энергоресурсах, характеризующихся контролируемостью и гибкой диспетчеризацией. Были также созданы системы диспетчеризации и эксплуатации, а также технологии потребления и распределения электроэнергии для управления крупными источниками энергии и крупными энергосистемами. В нынешней стратегии развития энергетики приоритетное внимание уделяется возобновляемой энергии. Однако национальные и местные органы власти еще не адаптировали свои процедуры и институты к появлению возобновляемых источников энергии, а его роль и вклад не были должным образом оценены в ходе планирования и строительства производственных объектов, инфраструктуры передачи и модернизации структуры снабжения. Действительно, энергетическая стратегия Китая по-прежнему сосредоточена на традиционные источники энергии, такие как уголь, нефть и газ. Такое позиционирование оказывает серьезное влияние на развитие возобновляемой энергетики. Кроме того, отсутствуют механизмы, позволяющие реагировать на новые конфликты, в том числе возникающие в результате увеличения количества возгораний в энергосистемах. Поэтому трудности с интеграцией и использованием возобновляемой энергетики растут. Нынешние инструменты рыночной корректировки не учитывают внешние затраты на израсходованные ресурсы или воздействие энергии на окружающую среду. Такие внешние издержки игнорируются, но представляют собой реальные долгосрочные и скрытые издержки, связанные с добычей и использованием ископаемого топлива. Это сильно влияет на потенциал развертывания возобновляемой энергетики.
Ускорение развития экосистемы новых энергетических транспортных средств
В 2015 году Национальная Комиссия по Развитию и Реформам и другие министерства совместно издалиРуководство по развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей на 2015-2020 годы, в которых была поставлена четкая цель запланированного строительства 120 000 зарядных станций и 4,8 миллиона зарядных столбов для удовлетворения спроса в пять миллионов электромобилей. Однако, руководящие принципы по зарядной инфраструктуре не содержат конкретных правил регулирования энергоснабжения. Если смотреть на всю цепочку поставок, то большая часть текущей энергии поступает из общественных сетей, а это означает, что электромобили в основном питаются энергией, получаемой от угольных электростанций. Это расходится с политикой экономии энергии и сокращении количества выбросов в атмосферу. Кроме того, в руководящих принципах по зарядной инфраструктуре также отсутствуют какие-либо детали, касающиеся управления активами децентрализованного парка электрических транспортных средств на возобновляемых источниках энергии, сбора соответствующих данных и регулирования сети, с тем чтобы позволить международным предприятиям и местным компаниям предлагать новые бизнес-модели в соответствии с реформой электроэнергетики. Прогнозируется, что водород и возобновляемая энергия станут основными источниками энергии для электрических транспортных средств в будущем, что однозначно поможет странам в решении их экологических проблем. Необходимо уделять больше внимания водороду, возобновляемым источникам энергии и использованию природного газа в целях сокращения использования обычных видов топлива.
Центральному правительству необходимо проводить политику, направленную на стимулирование сквозного энергоснабжения и создание большего числа новых станций зарядки, распределения сжатого и сжиженного природного газа. Кроме того, создание цифровой информационной платформы со стороны поставщиков энергоснабжения отвечает интересам владельцев новых энергетических транспортных средств, поскольку это будет способствовать интеграции чистой энергии в повседневную жизнь путем использования цифровых решений.
Китайские власти должны разработать правила, которые позволят автомобильным электрическим батареям полностью реализовать свой потенциал в области хранения и распределения энергии. Они должны также внедрить правила для поддержки модернизации транспортных средств для использования природного газа, чтобы поддержать энергетический переход Китая, достичь гибкой системы хранения энергии и более доступных цен на энергию.
Повышение энергоэффективности с помощью политики ценообразования и субсидий
Стимулирование Китаем повышения энергоэффективности и сокращения спроса непрозрачны, в то время как ненадежные и неэффективные механизмы ценообразования на энергию создают искусственно низкие затраты на энергию. Сокращение энергопотребления является одним из ключевых приоритетов китайского правительства, и были достигнуты некоторые важные результаты - сокращение примерно на три процента в год, - хотя энергопотребление Китая по-прежнему в два раза выше, чем в среднем по Европе. Ценообразование и рыночные механизмы регулирования по-прежнему считаются ключевыми для достижения целей сокращения энергопотребления. Реформа энергетического рынка Китая в настоящее время направлена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности промышленности и внедрении более прозрачных рыночных механизмов, в том числе позволяющих новым участникам конкурировать с действующими. Ценообразование на энергию рассматривается в качестве рычага конкурентоспособности, что привело к созданию стимулов, субсидий и систем учета в целях снижения цен на энергию и снижения маржи. Однако низкие цены на энергоносители не способствуют и не стимулируют энергоэффективность или оптимизацию энергетических операций в целом. Противоречивые рыночные силы и политические цели должны быть сбалансированы, чтобы гарантировать конкурентоспособность и эффективность.