Автомобилестроение 

Аналитика сектора Автомобильной Промышленности в Китае: последние тенденции рынка и статистика

Название отчета Описание Стоимость
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В КИТАЕ
Ноябрь 2018 
68 страниц
Русский язык
$299 Подробнее
РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КИТАЕ Октябрь 2018
 92 страницы
Русский язык 
$299 ПОдробнее

Обзор автомобильного рынка в Китае 2017-2018


В 2017 году китайский автомобильный рынок зафиксировал умеренный рост. Продажи автомобилей местного производства достигли 28,88 миллионов единиц, по сравнению с 2016 годом (17,6%) рост составил всего 3%. На это замедление повлиял отказ от политики снижения налогов для небольших автомобилей с двигателями менее 1,6 литра. В 2017 году на китайские бренды приходилось 43,9% рынка легковых автомобилей, в то время как европейские бренды в совокупности имели 21,4%, за ними следовали японские бренды (17%) и американские бренды (12,3%). Внедорожники по-прежнему составили значительную часть рынка легковых автомобилей, но темпы их продаж в 2017 году замедлились до 13,3% с 44,6% в 2016 году. Однако, рынок коммерческих транспортных средств вырос сразу на 14% благодаря проводимой политике в области коммерческих перевозок и новым правилам контроля выбросов в атмосферу. Продажи электрических транспортных средств аналогично выросли на 53,3% (777 000 единиц было реализовано благодаря государственным субсидиям и другим стимулам), подавляющее большинство из которых составили китайские бренды. Импортируемые в Китай электромобили не могут получать субсидии от центральных и местных органов власти. Рынок импортных автомобилей восстановился после своего падения за последние два года, увеличившись на 16,6 процента.

Правовая среда для автомобильного сектора

Автомобильная промышленность по-прежнему подчиняется различным нормативным актам разных министерств. Отсутствие координации между разными ведомствами не только удваивает их административное бремя, но и приводит к неоправданным издержкам для автопроизводителей. Тем не менее, в 2017-2018 годах были сделаны некоторые важные шаги в правильном направлении:

1. 18 декабря 2017 года Государственный Совет принял решение о том, что два противоречивых стандарта, касающиеся проведения ежегодных проверок безопасности автотранспортных средств Министерством Общественной Безопасности и Министерством Транспорта, в течении 2018 года будут объединены в единый стандарт.
2. 14 марта 2018 года Всекитайское Собрание Народных Представителей объявило о крупном плане реструктуризации правительства в 2018 году: под руководством Главного Таможенного Управления отныне будет объединена процедура таможенного оформления ввозимых транспортных средств вместе с процедурой инспекции товаров, которая ранее находилась в ведении Генеральной Администрации по Надзору за Качеством, Инспекцией и Карантином.


Торговля и инвестиции

До 2018 года максимальная доля иностранного инвестора в автомобильном предприятии была ограничена 50-процентами, а иностранному инвестору было разрешено создавать только два китайско-иностранных совместных предприятия (СП) по производству пассажирских транспортных средств и два-по производству коммерческих транспортных средств (положение "2+2"). В 2017-2018 годах китайское правительство начало продвигать планы по снятию ограничений на владение СП, которые первоначально были приняты правительством для контроля производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и последующего продвижения производства электрических транспортных средств.
25 апреля 2017 года Министерство Промышленности и Информационных Технологий, Министерство Науки и Техники и Национальная Комиссия по Развитию и Реформам совместно опубликовали среднесрочный план развития автомобильной промышленности. В этом плане упоминается, что Китай увеличит 50-процентный лимит для иностранных акционеров в автомобильных совместных предприятиях, и этот процесс будет осуществляться поэтапно.

Цели властей - содействие производства электромобилей и, в то же время, строгий контроль за производством автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Правило 2+2 больше не применяется для производителей электромобилей.
18 апреля 2018 года Национальная Комиссия по Развитию и Реформам выпустила четкую временную шкалу для либерализации ограничений в автомобильном секторе. Для производителей автомобилей специального назначения и электромобилей ограничение соотношения иностранных акций будет отменено в 2018 году, а ограничение для коммерческих и легковых автомобилей будет снято в 2020 и 2022 годах соответственно. Между тем, правило о том, что иностранные автопроизводители могут иметь не более двух партнеров по совместному предприятию, когда они выходят на китайский рынок, также, как ожидается, будет отменено к 2022 году. Вышеупомянутая серия государственных преобразований является значительным и важным событием в истории открытия рынка Китая и имеет большой потенциал для увеличения объема внешних инвестиций в Китай. В то же время, по-прежнему существуют опасения в отношении инвестиций. Во-первых, административные разрешения и разрешения, которые тесно связаны с крупными инвестициями, иногда являются сдерживающим фактором. Во-вторых, многие иностранные компании в Китае уже установили прочные отношения со своими китайскими партнерами, и в большинстве случаев это вряд ли подлежит пересмотру. В-третьих, это зависит и от рыночного спроса. Международным компаниям необходимо тщательно оценивать рынок для принятия рациональных инвестиционных решений. В целом, эти события оцениваются как важнейшие шаги вперед.

22 мая 2018 года Министерство Финансов сделало официальное заявление о том, что будут снижены тарифы на импортные автомобили с 25 до 15 процентов от их оптовой стоимости. Также, оно объявило о снижении тарифов на импортные автозапчасти, сократив их до стандартных шести процентов. Ранее китайские тарифы на запчасти колебались от 6 до 25 процентов, в зависимости от категории, и составляли в среднем около 10 процентов.


Развитие производства электрических транспортных средств

До сих пор эта отрасль в Китае развивалась успешно. С ростом продаж, благодаря щедрым правительственным субсидиям на автомобили местного производства, на Китай приходится более 40% новых энергоэффективных транспортных средств, продаваемых сегодня в мире. Однако, в течение периода 2017-2018 годов, когда продажи электромобилей резко снижались всякий раз, когда субсидии были сокращены (например в Норвегии и Нидерландах) тот факт, что государственные субсидии будут поэтапно прекращены к 2020 году, вызывает тревогу у производителей в КНР. С учетом всех государственных инвестиций в данный сектор, местная промышленность и производители оригинального оборудования теперь желают видеть дальнейшие меры по поддержке рынка электромобилей. Развитие рынка электрических транспортных средств в КНР регулируется государственными субсидиями и возможностью получения номерных знаков для владельцев электромобилей. Доступ к субсидиям по-прежнему имеют только модели которые включены в Каталог финансовых субсидий для поощрения новых электрических транспортных средств. В некоторых городах, таких как Пекин, где генерируются большие объемы продаж электромобилей, только модели которые включены в каталог могут получить номерные знаки.

12 февраля 2018 года Министерство Энергетики объявило о корректировке и обновлении финансовых субсидий на продвижение электрических транспортных средств, целью которых является продвижение автомобилей с более высоким пробегом и высокой плотностью батареи. В политике говорится, что правительство значительно сократит субсидии для электромобилей с пробегом менее 300 километров (км) от одной зарядки, причем эта политика вступила в силу уже 11 июня 2018 года. Сокращение субсидий является большим изменением для промышленности, однако правительство дало промышленности только четыре месяца, чтобы адаптироваться, создавая огромные проблемы для производителей оборудования, которым необходимо изменить свои производственные планы.


Проблемы отрасли

Многие государственные учреждения регулируют автомобильную промышленность нескоординированным образом, что приводит к непоследовательному толкованию политики и приводит к неоправданным затратам, а также барьерам для технических инноваций предприятий.
Автомобили в Китае облагаются несколькими системами обязательного соответствия/сертификации. На примере грузовых автомобилей большой грузоподъемности, новая модель сначала должна быть утверждена по типу конструкции в Министерстве Промышленности и Информационных Технологий, на одобрение соответствия техническим стандартам. Модель также должна быть одобрена системой обязательной сертификации Китая, которая управляется Администрацией по Сертификации и Аккредитации Китая Государственного Управления Рыночного Регулирования. Фактически, почти все технические требования двух систем обязательного соответствия являются одинаковыми. Однако, автомобильные компании должны представлять два отдельных отчета об испытаниях и технических данных для их утверждения.

Более того, в дополнение к этим двум повторяющимся процессам утверждения, которые включают требования к стандарту выбросов топлива, автомобильные производители должны также соблюдать текущие национальные стандарты выбросов, установленные Министерством Экологии и Окружающей Среды, прежде чем они смогут начать производство нового транспортного средства. Если модель будет продаваться в Пекине, то также требуется утверждение от Бюро Охраны Окружающей Среды Пекина. Этого всего еще недостаточно, поскольку заводу-изготовителю грузовых транспортных средств необходимо получить дополнительное разрешение Министерства Транспорта. Такое отсутствие координации между различными ведомствами не только удваивает их административное бремя, но и приводит к неоправданным издержкам для автопроизводителей. Иногда отдельные агентства по-разному понимают одни и те же результаты испытаний, что создает дополнительные проблемы для автопроизводителей.